(XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)), Соловецкие, ученики прп. Зосимы Соловецкого (см. ст. Зосима и Савватий, преподобные). Имена И. и М. встречаются в Житии преподобных Зосимы и Савватия, преимущественно в рассказах о чудесах преподобных (1-я пол. XVI в.). М., носивший в миру имя Марк, был «хитр на рыбную ловитву». Вместе с прп. Германом Соловецким весной 1437 г. он приплыл на Б. Соловецкий о-в к прп. Зосиме, «имый с собою морскаго рыбнаго запасу много и иныя запасы, яже бе на потребу манастырю» (Дмитриева. 1991. С. 241). Марк первым на острове принял монашеский постриг с именем Макарий. В Житии он упоминается как свидетель одного из чудес, совершенных прп. Зосимой при жизни. Прп. Зосима после литургии благословил неких купцов просфорой, к-рую они обронили, возвращаясь на корабль. Посланный им вслед М. видел, как из земли, где лежала просфора, исходил огонь и пес не мог схватить святыню. О М. также рассказывается в повествовании «О пожаре и о поставлении новыя трапезы» (чудо относится к периоду игуменства в Соловецком мон-ре Исаии, т. е. к 1484-1502). После того как опустошительный пожар уничтожил в Соловецком мон-ре трапезную Успенскую ц., где хранились все припасы, М. («старец некый Макарие именем спостник бе преподобному отцу нашему Зосиме»), живший тогда в пустыни, пришел в мон-рь, утешил братию и призывал не покидать обитель, надеясь на помощь Бога, Пресв. Девы и преподобных Зосимы и Савватия. Ободренные его словами иноки принялись за восстановление мон-ря и вскоре получили поддержку от благотворителей.
И. назван в 2 рассказах о посмертных чудесах преподобных Зосимы и Савватия: «О Онисимовой жене» (из числа чудес, записанных соловецким игум. Вассианом (1522-1526) и относящихся ко времени игуменства Исаии) и «О явлении старцу Леониду» (первое из чудес, записанных при игум. св. Филиппе (Колычеве; 1546-1566)). В повествовании «О Онисимовой жене» рассказывается о том, как преподобные Зосима, Савватий и И. изгнали кудесника из дома благочестивого человека Анисима и его жены. В повествовании содержится характеристика И.: «Той же Иоан всеми знаем бе: мнози свидетелствуют добродетелное его житие, яко велик подвижник бысть в манастыри том, пустынное бо и отходное жителство любя, всякым послушаниемь, и смирением, и кротостию украшен, много лет поработав в манастыри» (Там же. С. 268). В повести «О явлении старцу Леониду» рассказывается о том, как старцу Леониду, занимавшемуся рыбным промыслом в Герасимовой пуст., в 6-ю седмицу по Пятидесятнице во время ночной молитвы было видение. К нему в келью вошли «три старца, пресветлым светом светящася». Это были преподобные Зосима и Савватий, 3-го Леонид не знал; святой «средний возраст имея, сухоняв и скудобрад». Позднее Леониду в мон-ре объяснили, «яко третий - Иоанн светоносный по образу. Той же Иоанн всеми знаем бе, соловецкий постриженик и жилец, мнозии о нем свидетельствуют, яко великий бысть подвижник в монастыри том, пустынное бо отхождение и жительство любя, всяким послушанием, и смирением, и кротостию украшен, много же и монастырю поработа в рыбной ловитве» (Минеева. Рукописная традиция. С. 422). Преподобные сказали старцу Леониду, что Бог разгневался на Соловецкий мон-рь из-за отсутствия у иноков мира, взаимной любви и терпения. Святые повелели Леониду сообщить о видении братии. Однако посланный из Герасимовой пуст. в мон-рь слуга, не поверив Леониду, не рассказал о чуде, и в праздник Вознесения в 1538 г. Соловецкий мон-рь сгорел до основания.
И. назван в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.): «Преподобный... свещеносец и ученик бысть святаго Зосимы, преставися в лето 6900» (Описание о российских святых. С. 171; год, по-видимому, недописан в части десятков и единиц; в ркп. «Описания...», принадлежавшей П. И. Савваитову, указан день кончины преподобного - 18 апр.; см.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 254). По всей видимости, определение И. как свещеносца возникло в результате ошибочного прочтения слова «светоносныи» (так преподобный назван в Житии преподобных Зосимы и Савватия). Канонизацией И. и М. следует считать включение их имен в Собор Соловецких святых, празднование которому было установлено в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
.Иконописные подлинники XVIII-XIX вв. так описывают внешность И. под 2 июня и 11 нояб.: «Возрастом плоск, брада руса, с Николину, впроседь, сухощав, ризы преподобническия» (ИРЛИ ПД. Перетц. № 524. Л. 168, 85); «возрастом плоск, брада не велика, с Николину, русая с проседью, проста, лицем сухощав, ризы преподобническия» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 57; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 47, 104).
Как ученики прп. Зосимы И. и М. изображались на миниатюрах из Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Так, в рукописи кон. XVI - нач. XVII в. из б-ки И. А. Вахромеева И. сопутствует преподобным Зосиме и Савватию в чудесах «Явление больному Анисиму Зосимы, Савватия и старца Иоанна» (ГИМ. Вахром. № 71. Л. 109 об.) и «Явление Леониду в келье Зосимы, Савватия и Иоанна с обличением монастырских нравов и пророчеством о пожаре» (Там же. Л. 159 об.). В обоих случаях изображение И. помещено между фигурами преподобных Зосимы и Савватия, на 2-й миниатюре он обернулся к прп. Савватию. В 1-м случае изображен без нимба, облик соответствует описанию подлинников: средовек, с короткой русой бородой. Святой с подписью: «Иоанн» - присутствует также вместе с преподобными Зосимой, Савватием и Германом в правой части выходной миниатюры из Жития с панорамой Соловецкой обители (Там же. Л. 1).
Изображение М. встречается на 3 миниатюрах, иллюстрирующих «Чудо о просфоре» (Там же. Л. 48, 48 об., 49 об.). На 1-й М. показан в правой части композиции склонившимся к прп. Зосиме, к-рый, не увидев на трапезе приезжих купцов, посылает М. на их поиски. На следующей миниатюре М. изображен трижды: наблюдает за псом, который «скаче брехавше» вокруг горящей просфоры, поднимает просфору и возвращает потерявшим ее гостям. На последней иллюстрации М. приводит купцов к прп. Зосиме и рассказывает братии о чуде. На миниатюре, посвященной истории «О пожаре и о поставлении новыя трапезы» (Там же. Л. 100), М. изображен на 2-м плане - спешащим в мон-рь из своей пустыни, на 1-м - утешающим иноков на фоне пожара. Во всех случаях М. показан старцем с небольшой бородой, в охристой рясе, в коричневой мантии и куколе.
Образы И. и М. присутствуют на совр. иконах «Собор Соловецких святых» (напр., на иконе «Соловецкие чудотворцы» 2005 г. из ц. во имя вмч. Георгия Победоносца в Ендове, подворье Соловецкого мон-ря в Москве).